Lighthouse life

Речевые сложности в выступлении (ч.2)

Несмотря на то, что частое повторение  приводит у запоминанию текста, оно не может гарантированно избавить от речевых сложностей во время выступления. Примеры ниже.

I. Негативные высказывания

В большинстве культур на передачу эмоций, оценок и предпочтений, если они носят негативный характер, накладываются ограничения или даже запрет. Если человек испытывает эмоцию по поводу события и не описывает ее, к его переживаниям прибавляется дополнительный компонент - относительная непередаваемость данной эмоции.

Эта невысказанная эмоция может приводить к нарушениям речи, таким как оговорки, ошибки, неудачное начало или к блокированию и паузам.

Например, если человек не может использовать прямую форму "Джек вызывает у меня тревогу", это со всей очевидностью отразится в его высказываниях: "Я вижу Джека... Я не очень-то хорошо себя чувствую". В этом примере в коммуникации присутствуют оба компонента, но они не взаимосвязаны.

II. Непроизвольные выражения

Об использовании непроизвольных выражений можно говорить, когда произносятся такие слова как: в самом деле, просто; выражения типа "вы понимаете", бессмысленные звуки, такие как "а" и паузы, которые не являются необходимыми с лингвистической точки зрения.

Появление слов "в самом деле" или "просто" обозначает попытку говорящего свести к минимуму его связь с описываемой коммуникацией или действиями или ответственность за них.

Вот некоторые примеры: "Я просто взял это на пару минут", "Это всего лишь незначительное повреждение", "В самом деле, это неважно" .

Предполагается, что такие формы следует понимать как выражение негативного отношения к объектам в сообщении или к адресату.

III. Запрос на подтверждение

Когда говорящий использует слова и выражения, такие как "Как вы знаете", "Вы ведь понимаете?" или "Хорошо?", он в неявной форме просит слушающего подтвердить, что тот понял сказанное.

IV. Другие непроизвольные выражения, звуки, паузы, такие как: ну, а, то есть и оговорки или фальстарты (Фрейд, 1938) могут отражать противоречивое отношение к описываемому событию или к описанию события конкретному адресату.

Например, если в ответ на вопрос "Как тебе понравилась вечеринка?" звучит "Ну (а или о) (пауза), там было мило", неуверенность и неоднозначное отношение передается использованием непроизвольных выражений (ну) или паузой. Временная задержка в подобных случаях рассматривается как сигнал закрытости между говорящим и его сообщением.